Становление передачи (1962 - 1966)

Редактор "Кинопанорамы" К.Б. Маринина вспоминает, что "постепенно, от передачи к передаче, становилось ясно, что контакт с аудиторией в огромной степени зависит от личности человека в кадре. В сознании зрела мысль о программе, где один ведущий объединил бы разные кинорубрики". В августе 1962 года началась работа над выпуском новой программы, в задачу которой входило не только представлять зрителям новые кинопроизведения разных видов и жанров, но и рассказывать о наиболее ярких страницах прошлого кинематографа, готовить репортажи со съемочных площадок, информировать о новостях кинематографической жизни, о кинофестивалях, представлять дебюты молодых кинематографистов, привлекать внимание зрителей к талантливой киномузыке, к операторскому искусству.

При этом передача должна была объединить в себе научную основательность и информативность новостей, быть познавательной и развлекательной. Разрабатывали программу редакторы М. Сперанская, Н. Карцева, К. Маринина и главный редактор киноредакции Центральной студии телевидения С.А. Кузнецов. Личность ведущего "Кинопанорамы" во многом определяла ее стиль и популярность, так как форма тележурнала, состоящего из отдельных страничек-рубрик, не всегда связанных тематически, требовала авторского комментария. Создатели программы стали убеждать Зиновия Гердта в том, что ведущим должен быть именно он и обязательно в кадре.

21 октября 1962 года в эфир вышел первый выпуск "Кинопанорамы". Началась передача после вступительного слова ведущего с представления нового фильма "Молодо-зелено", которое включало в себя показ фрагментов фильма и интервью с постановщиком картины К. Воиновым и актером Ю. Никулиным. Далее З.Гердт перешел к рубрике "На съемочных площадках страны", где показывались съемки фильма "Мой младший брат" по произведению В. Аксенова, и другого фильма "Коллеги". Отдельная рубрика была посвящена творчеству тех людей, которые находятся "за кадром" - был показан сюжет "Пластический грим". Серьезное внимание уделяли и неигровому кино. В первом выпуске зрители познакомились с новым документальным фильмом А. Калашина "Мексика, которую мы любим". Стремясь привлечь внимание зрителей к творчеству начинающих кинематографистов, в выпуске была представлена курсовая работа студента ВГИКа Э. Климова "Жиних". Затем шел сюжет "Кинодокументы эпохи" - были показаны рабочие моменты съемок фильмов "Броненосец "Потемкин", "10 дней", "Чапаев". Затем прозвучали песни в исполнении М. Кристалинской. В рубрике "На экранах в ноябре" речь шла о премьерах фильмов в кинотеатрах страны. В заключение, в "Зарубежной хронике" сообщалось, где снимаются известные зарубежные актеры (Б. Бордо, А. Делон) и над чем работают выдающиеся режиссеры (Л. Висконти, Ф. Феллини).

Небольшой рассказ был посвящен М. Монро, погибшей летом 1962 года. Примерно такими же были остальные выпуски передачи. Ведущий "Кинопанорамы" Зиновий Гердт, работая в театре и в кино, не мог регулярно принимать участие в передаче. Время от времени ему приходилось выезжать из Москвы на гастроли и съемки. В 1963 году он провел всего три выпуска. Поскольку "Кинопанорама" не записывалась, приглашали других ведущих: О.Табакова, И. Саввину, Т. Лаврову. Но частая смена ведущих не могла не повлиять на интерес зрителей к только что созданной передаче. Еще более отрицательную роль сыграло то, что некоторые выпуски проходили вообще без ведущего. С конца 1964 года "Кинопанорама" перестает выходить в эфир. В сентябре 1965 года в связи с проведением 1 съезда Союза кинематографистов СССР "Кинопанорама" вернулась на экран, но уже в 1966 году из нее ушел З.Гердт. Структура выпусков была примерно следующая. "Кинопанорама" начиналась с представления нового фильма ("Крепостная актриса" 1963г., "Я шагаю по Москве" 1964г., "Берегись автомобиля" 1966г.). Затем шел репортаж "Со съемочной площадки страны" ("Война и мир" 1963г., "Живые и мертвые" 1963г.). Отдельные выпуски "Кинопанорамы" велись из городов Советского Союза - Киева (1962г.), Таллина (1963г.).

Рубрика о закадровых профессиях называлась "Читая титры фильма". Наибольший интерес у зрителей вызывали сами актеры - их представляли в рубрике "Творческий портрет" (Н.Черкасов, Н. Мордюкова, О. Борисов). Немало страничек было посвящено "Документальному кино" ("Секрет мимозы", "Ленин. Последние страницы"). Особое место занимала рубрика "Зарубежная хроника", которая знакомила с творчеством зарубежных актеров и режиссеров. "Архивная страничка" показывала кадры хроники. Были также рубрики "Творчество молодых", "Музыка в кино", "Детское кино". Нередко "Кинопанорама" заканчивалась демонстрацией нового мультипликационного фильма. Существовали специальные тематические выпуски "Кинопанорамы" - за период 1962-1966 годов их было пять (например, "Женщина и кинематограф"). Таким образом, существовало два типа "Кинопанорамы": сборная и тематическая. Для первого периода существования "Кинопанорамы" была характерна еще не сложившаяся структура (от 4 до 9 рубрик), постоянная смена ведущих, нерегулярность выхода в эфир, появление с 1965 года тематических выпусков и колебание продолжительности передачи от 40 до 100 минут.

Главная   Читать дальше...

Hosted by uCoz